МАРЬИНО И ПУСТОТА
«гений проекта»




Художественная выставка «Долли в стране чудес» объединена с премьерой видеоперформанса Мариана Жунина «Памфлет», который демонстрируется в темном зале по схеме обычного киносеанса.
По сути, выставка и премьера никак не связаны друг с другом. Уникальная концепция выставки определена ее комиссаром Еленой Ковылиной, никакие привходящие факторы не сдерживают авторскую волю художников, ничья частная мифология не навязывает ретроспективный контекст. Однако тот факт, что «Памфлет» снят под впечатлением давнишней выставки в Марьино и, в свою очередь, подтолкнул к проведению новой выставки совсем в другом месте, позволяет, тем не менее, говорить об особой атмосфере под названием МАРЬИНО.
МАРЬИНО - не место. Это структура. Ядром выставки «Женское - хтоническое. Мужское - брутальное», проходившей три года назад в пустой трехкомнатной квартире на окраине Москвы, было ощущение эксперимента по созданию на пустом месте (пустая квартира, город без артпространства, «свобода» от институций, голая инициатива пестрой компании участников) локальной зоны современного искусства. Это было именно ощущение, поскольку эксперимент не был никем специально инспирирован. Выставка сама собой стала сквозной игрой в алгоритм актуальности, в актуальное искусство, в актуальную тему. Каждый художник играл всерьез, по своим индивидуальным правилам и представлениям. В результате формат экспозиции породил скорее аллегорию современного искусства, чем отдельное событие художественной жизни.
Чувство пустоты - самое ценное, что осталось в памяти. Пустота бессознательно отождествлялась с остро переживаемым тогда кризисом актуальности. Это переживание было даже более актуальным, чем работы, представленные на выставке. Сегодня критерии актуальности изменились, но пустота по-прежнему необходима, как механизм дистанции к процессу. Для пустоты вовсе не обязательны стерильные стены квартир в новостройках или удаленность от культурных магистралей. Достаточно неудовлетворенной амбициозности художников, готовых снова и снова эмансипировать себя в искусстве. Достаточно попробовать оторвать выставочный проект от инерции контекста.
Вместе с пустотой возникает иллюзорное право на помещение в скобки, в рамки. На захлебывающуюся риторику самоанализа. На свифтовский паноптикум обличительных метафор. И только аутентичность видеоперформанса позволяет редуцировать явление, не впадая в критическую отчужденность. «Памфлет» присваивает себе одиозный жанр памфлета по общему для contemporary art принципу постмодернистского юродства, готового рядиться в самые провокативные одежды ради разрыва и парадоксального воссоединения с коренным смыслом высказывания. Гримасы «Памфлета» кочуют по просторам МАРЬИНСКОЙ ПУСТОТЫ, соединяя не столько выставки и произведения, сколько налаживая наш диалог с современным искусством.


Мариан Жунин

<<<<<< home page
Хостинг от uCoz